18 ноября продюсерский центр «Мувистарт» и компания «Лайм Эйч Ди» провели экспертную встречу, посвященную одному из самых быстрорастущих трендов в мировой развлекательной индустрии — микродрамам. В рамках онлайн-встречи специалисты не только разобрали особенности формата, но и детально обсудили подготовку к первому в России Питчингу микродрам, который пройдет 14 декабря на фестивале «Дни короткометражного кино».
Что такое микродрама и почему о ней говорят?Микродрама — это не просто короткометражное кино и не вертикальный сериал. Это самостоятельный формат со своими строгими законами, пришедший из Китая и захвативший сначала Азию, а затем и весь мир.
Дмитрий Якунин, генеральный продюсер ПЦ «Мувистарт», так обозначил значимость события: «Мы впервые в России проводим питчинг микродрам. Это новый формат, который активно развивается во всем мире, и Россия только присматривается к этому направлению. Но те шаги, которые уже есть в киноиндустрии, достаточно серьезные».
Идея пришла на российский рынок из Турции, куда, в свою очередь, ее завезла китайская компания ByteDance (создатель "ТикТока").
Владимир Сивов, основатель «Лайм Эйч Ди», отметил: «Тренд пришел из Китая. Они занимаются микродрамами с 2020 года, с периода локдауна. А вот такой вот именно формат с монетизацией существует уже чуть больше двух лет. И за пределами Китая рынок очень быстро растет».
Формула успеха: дофамин, хук и клиффхэнгерКлюч к успеху микродрамы — в ее структуре. По словам
Омера Шакира Абаджыоглу, продюсера компании LimexTurkey, главное — не пытаться сделать этот формат похожим на что-то другое.
«Это не короткое кино и не вертикальный сериал, это именно новый формат, у которого есть свои правила. И главное из них — это быстрый старт, мгновенные дофаминовые пики, фирменные клиффхэнгеры», — подчеркнул Амир.
Стандартная серия длится от 45 до 140 секунд, в идеале — около 90. Каждая серия делится на три части:
- Хук (первые 15 секунд): должен мгновенно захватить внимание зрителя.
- Эскалация (~40 секунд): развитие конфликта.
- Клиффхэнгер: кульминационный момент, который заставляет зрителя ждать продолжения и платить за следующие серии.
Сериал обычно состоит из около 60 серий, 8-10 из которых — бесплатные. Их задача — «продать» остальные 50.
Кто и почему смотрит микродрамы?Основная целевая аудитория — женщины 18-40 лет. Соответственно, и самые популярные темы вращаются вокруг любовных линий, историй о боссах-миллиардерах и изменах.
«Это формат, который питает чувства. И съемка, история и в целом все это построено на именно передаче этих чувств, где используются крупные планы, где нет ненужных деталей, все быстро и как бы наяву», — пояснил
Омер Шакир Абаджыоглу.
При этом эксперт уверен, что ниша далеко не исчерпана и есть потенциал для контента, нацеленного на мужскую аудиторию (истории «из грязи в князи», о людях со сверхспособностями), и для локализованных тем, например, борьбы с коррупцией в России.
Бюджет и производство: демократично и быстроОдно из ключевых преимуществ формата — относительно низкая стоимость производства. Для съемок не требуются звездные актеры и дорогое оборудование.
Владимир Сивов привел конкретные цифры: «Бюджет за один эпизод может составить около 30 тысяч рублей. Плюс не требуется особо дорогого оборудования, можно снимать даже на хороший айфон».
Важнее всего, особенно для женской аудитории, — внешность актеров, в первую очередь мужчин. Нужны так называемые «краши» — актеры, которые «цепляют» женскую аудиторию с первых кадров.
Евгений Данилкин, главный режиссер компании «Лайм Эйч Ди», подтвердил, что в этом формате проще работать с неизвестными или театральными актерами, склонными к яркой, немного преувеличенной игре: «Персонаж в кадре единовременно должен находиться не больше трех-четырех секунд. У зрителя слишком мало времени для того, чтобы воспринять, что происходит. И вот такие яркие маркеры как раз-таки лучше доносят информацию».
Полноценный сериал на 100 минут можно снять всего за 3-5 дней.
Вызовы для российского рынкаГлавная проблема в России — острая нехватка сценаристов, которые понимают специфику формата.
Екатерина Морскова, генеральный продюсер «Лайм Эйч Ди», поделилась опытом проведения конкурсов: «Основная проблема всех сценаристов, что они не понимают этот формат, они никогда не писали в формате шорт-драма. Мы столкнулись с тем, что сценаристов, которые разбираются в микродрамах, в России, можно сказать, единицы».
Эту мысль поддержал и
Евгений Данилкин, отметив, что необходимо специальное образование для всех создателей микродрам, включая операторов, которым сложно не только перестроиться с горизонтального кадра на вертикальный, но и понять другие принципы съемки в этом формате.
Питчинг как стартовая площадкаНапомним, что
прием заявок на Питчинг микродрам продлится до 5 декабря. Сам питчинг состоится 14 декабря в Москве, на киностудии им. Горького.
Дмитрий Якунин уточнил требования: «Мы принимаем как синопсисы и презентации сценария, так и уже отснятые пилоты от 5 до 10 серий. Преимущество на питчинге отдается тем проектам, которые уже отсняты. Но у интересной истории, даже если материал не отснят, есть все шансы попасть в шорт-лист. Все зависит от проекта, от его уровня подготовки».
Будущее: отдельная ниша, а не замена киноУчастники встречи сошлись во мнении, что микродрамы — это не конкурент большому кино, а совершенно отдельная ниша, заполняющая «скучное время» — поездки в метро, очереди, перерывы на работе.
При этом перспективы у формата огромные. «Мы верим, что эта игра однозначно в долгую, и она точно только начинается», — уверенно заявил
Омер Шакир Абаджыоглу, ссылаясь на прогнозы китайского и западного рынков.
Остается лишь дождаться 14 декабря, чтобы увидеть, какие российские проекты в этом новом, стремительном формате получат путевку в жизнь и смогут ли отечественные авторы освоить язык цифрового «фастфуда для души».