«Для меня в этом проекте была интересна «анатомия пассионарности». То, что запускает в человеке движение. Почему кому-то «больше всех надо»? Причем само движение всегда неоднородно и аритмично – в нем есть и разгоны, и отчаяния, и паузы, и смены настроений. За такими людьми интересно наблюдать – их внутренняя энергия почти всегда дает важную экранную харизму. Таких людей интересно изучать – они неизбежно вдохновляют. Ну и с такими людьми просто приятно и важно общаться, потому что они – камертон времени! И самым трудным (и в то же время самым приятным) было пытаться поймать индивидуальный ритм каждого героя, потому что движение всегда разное». Фонд Тимченко поставил перед собой нетривиальную задачу – рассказать про итоги десятилетнего цикла через героев своих программ с помощью документального сериала, снятого по всем правилам игрового кино. Съемочная группа вместе с сотрудниками Фонда отправилась в пять экспедиций в разные концы нашей страны. Команда работала в режиме кинонаблюдения за жизнью героев, настоящих режиссеров своей судьбы, которые каждый день своими действиями меняют мир вокруг.
Получился художественный доксериал, где режиссером выступила сама жизнь.
Пять новелл документального сериала «Люди дела» посвящена тем самым «обычным» героям из российской глубинки, вдохновляясь историями которых, хочется последовать их примеру и делать лучше мир вокруг себя.
Документальный сериал «Люди дела» – совместная работа кинокомпании «Игра» и службы коммуникаций Фонда Тимченко, синергия, в которой партнёры слышат и усиливают друг друга. Руководители программ Фонда предложили несколько историй благополучателей, которые лучше всего могут рассказать о деятельности Фонда за десятилетний период.
«Нам были интересны люди меняющие и будто "обогревающие" пространство вокруг», – говорит продюсер и режиссер-постановщик проекта, член Союза кинематографистов РФ
Владимир Головнёв. Он называет героев фильма «пассионариями, которые преображают суровую действительность».
Особенность режиссуры документального кино в том, что каждый герой удивляет по-своему: нюансами характера, неподдельными эмоциями, глубиной проживания жизни. Общая «сценарная» схема тут неприменима. Обычно документальное кино снимается годами, а здесь был только один выезд на несколько дней к персонажу каждого эпизода. По словам Владимира Головнёва, драматургия эпизодов с героем, преодолением им трудностей, кульминацией и финалом складывалась сама собой. Удивительно, что публичность некоторых героев, их умение держаться перед камерой, скорее мешали и требовалось больше времени, чтобы люди перестали «режиссировать» съёмочную группу и вели себя естественно.
Зрителей ждёт непривычная подача материала, где нет «классического» интервью героев и голоса за кадром. Зато есть малая территория, которая тоже становится героем повествования и сообщество людей в орбите главного персонажа, которые помогают объемнее раскрыть его образ.
Создатели фильма не ориентировались на образец, это был эксперимент и поиск нового формата. «Ничего похожего для сериала я никогда не встречал, его нужно было придумать», – говорит Владимир Головнёв и добавляет, что это перспективная модель, у которой большое будущее.