Создатель фильмов «Красный призрак», «Иуда» и сериала «Вампиры средней полосы», режиссёр Андрей Богатырёв рассказал, что помнит о кино в эпоху «Санта-Барбары», как не сдаваться и идти к своей целям, когда молодой кинематографист перестаёт быть таковым и поделился советом, как перестать расстраиваться из-за того, что твой фильм не отметили на кинофестивале.
— Андрей, расскажите о себе. Как Вы пришли в кино? — Я с детства мечтал стать режиссером и даже помню, как первый раз в детстве попытался для себя сформировать, кто такой режиссер. Моя бабушка смотрела «Санту-Барбару», и я у нее начал спрашивать, а что это? Она ответила сериал, я спросил, а что такое сериал? Это многосерийный фильм, а что такое фильм… В итоге я дошел до того, а кто это все снимает, и она сказала, что режиссер… Тут я и осознал, что это именно то, что мне нужно. Я много фантазировал и придумывал и понял, что через режиссуру смогу воплощать задуманное. Ну а потом в эру VHS я копил деньги на кассеты и ездил на «горбушку» и выбирал фильмы. Причем я мог смотреть за день фильмы с Чаком Норрисом и Ван Даммом, итальянские ужасы Ардженто и Фульчи и классику Феллини и Бергмана. Ну и когда встал вопрос куда поступать, я четко знал, что хочу во ВГИК.
— Почему после ВГИКа Вы решили продолжить обучение в Академии Михалкова? — Во ВГИКе у меня мозги еще на место не встали, так как поступил сразу после школы. У меня была рок-группа, первые отношения с девушками, и поэтому я многое упустил. В академии Михалкова я хотел закрыть некоторые пробелы в обучении, лучше понять драматургию. Снять несколько учебных работ, ну и самое главное – поучиться у мастеров. В их числе – Владимир Хотиненко, который очень сильно на меня повлиял картиной «Зеркало для героя», и я очень рад, что мне удалось у него поучиться. Так же безумно интересно было учиться у апостола кино Владимира Фенченко, ещё я посещал занятия актерского курса Никиты Михалкова и впитывал, как он работает с актерами и как сам проживает роли. Ну и конечно «Родня» – один из моих самых любимых фильмов. Ну и еще Академия дала новых друзей, появились снова чувства творческого студенчества.
— Как Вы искали деньги на первые проекты? — Мой дебютный фильм «БаГи» профинансировало Министерство культуры РФ, и я очень благодарен за это. Почти все мои картины финансировались именно Минкультуры. Все-таки государство у нас поддерживает молодых кинематографистов, и это очень важно. Я снял дебютный фильм за относительно маленькие деньги, но это только способствовало творчеству и каким-то идеям. Также мне удалось воплотить еще одну свою мечту – снять в главной роли мастера нашего курса по актёрскому мастерству Евгения Карельских – замечательного человека, педагога и артиста.
— Господдержка «Красного призрака» – это первые ощутимые деньги в Вашей деятельности? В одном из интервью Вы говорили, что минкультовские деньги закончились где-то в середине съёмочного процесса, и Вы искали допфинансирование. Как так получилось? Как Вы составляли смету, которая прошла комиссию Минкультуры? — Тут все очень просто: инвесторы, которые обещали нам деньги, так их и не дали, и пришлось искать им замену. Вообще такая проблема в нашем кино очень ощутима, найти деньги на свой фильм непросто. Чтобы тебе дали денег, нужно снять, что-то кассовое, а чтобы снять что-то кассовое, тебе нужны деньги. Предположим, вы как-то сняли фильм, но ещё одна важная задача, а что с ним делать? Где взять рекламный бюджет? Как договариваться с кинотеатрами, которые неохотно расписывают наши фильмы? Я считаю, что пока самый последовательный путь прошёл фильм «28 Панфиловцев». Создатели продемонстрировали, как можно снять фильм и донести его до зрителя.
— Во время продвижения «Красного призрака» у Вас был непростой жизненный период. Как Вы справились с трудностями? Были ли мысли всё бросить – оставить кино и сменить сферу деятельности? — В такие моменты появляется целая гамма плохих чувств – злость, обида, ощущения безысходности и тщетности, но тут все банально и просто: главное – не опускать руки и продолжать идти к своей цели. Жизнь – это же череда божественных испытаний. Я верю в судьбу, и мне кажется, то, что должно случиться, случится в своё время.
— В связи с этим совет молодым кинематографистам – как не сойти с ума от неоправданных ожиданий и сохранять верность себе, своему призванию? — Все очень просто – относиться к себе с иронией. И понять, что дорогу осилит идущий. Может быть, Богом так все и задумано, чтобы ты смог пройти испытания и что-то понять или стать сильнее. Я к этому сейчас только так стал относиться.
— Когда молодой кинематографист перестаёт быть молодым кинематографистом? Чем можно измерить это качество? Количеством работ, наград, опытов? — Когда начинает думать не как снять, а зачем снимать.
— Однажды Вы выразили скепсис в отношении участия в кинофестивалях. Каково Ваше отношение к российским фестивалям? — Если говорить по большому счету, то не вижу в них смысла. Призы на почти всех наших фестивалях практически ничего не дают по продвижению фильма (за редким исключением). Резонанс в обществе, к сожалению, небольшой, разве что «Кинотавр» и ММКФ как-то заметны в информационном поле страны. Вообще изучая кино, я вывел для себя закономерность: часто те фильмы, которые я очень люблю, не имеют никаких наград. Или я часто удивляюсь, почему тот или иной фильм получает или не получает признания. С тем же «Красным призраком» я, например, не попал на ММКФ, да и киноакадемии «Золотой орел» и «Ника» не выбрали нашу картину. Какое-то время я переживал, а потом меня резко отпустило. Я осознал, что мне перестало быть это важным и как для режиссера, и как для зрителя. Я просто перестал этим заниматься, если куда-то зовут, искренне рад, не зовут – тоже рад. Я по-настоящему счастлив, когда снимаю кино.
— Ваш фильм «Дом в моей голове» стал фильмом открытия кинофестиваля «Дни короткометражного кино» (Short Film Days), организованного при поддержке ПФКИ. Как Вы оцениваете значение короткого метра в культурной жизни общества? Нужна ли его популяризация, поддержка и зачем? — В целом большинству короткометражных фильмов сложно пробиться к зрителю, но все же бывают исключения, например, такая короткометражка, как «Проклятие»
Жоры Крыжовникова собрала много просмотров и стала культовой. Есть и другие такие примеры. Вот я большой фанат фильма «Лалай-Балалай» – это короткая и очень точная и эмоциональная картина. На мой взгляд, главная задача короткого метра заключается в том, чтобы дать возможность авторам рискнуть и сделать что-то уникальное – попробовать себя проявить. Ну и важно потом найти единомышленников, на тех же фестивалях.
— Расскажите об идее создания фильма «Дом в моей голове». Почему Вы решили заняться этой историей? Денег Фонда поддержки регионального кинематографа хватило на кинопроизводство? (картина – победитель конкурса документального кино «Россия – взгляд в будущее» ФПРК – ред.) — Идея пришла от самого лидера группы «Чайф» Владимира Шахрина и очень мне понравилась. Стало интересно поразмышлять, а что такое дом вообще? Что мы вкладываем в это понятие. Денег на фильм хватило, и мы смогли все сделать в срок. ФПРК поддержал в этом году много интересных проектов, теперь очень важно, чтобы они дошли до зрителя.
— Сформулируйте, пожалуйста, проблему регионального кино в России сегодня. — Его очень мало, но потенциал у регионального кино большой. Вот ФПРК как раз может перевести региональное кино на новый уровень. Причем опять же – важно не просто снять фильм, но и дойти с ним до зрителя.
— Вы снимаете фильм «Золото Умальты». Расскажите о нём, пожалуйста. — Пока я не могу все раскрывать, но могу добавить интриги: 1916 год, истерн. В Хабаровском крае пропадает 800 килограммов золота, и есть несколько человек, которые знают, куда оно пропало. Но самое главное – зачем оно им нужно.
Беседовала Алевтина Колдунова – специально для газеты «СК Новости» Фото – из личного архива Андрея Богатырёва