Николай Лупанов: Короткий метр – это вечный и честный экзамен в кино
В спецпрограмме Short Film Days был представлен фильм «Администратор прощаний», который получил финансовую поддержку на Калининградском питчинге дебютантов в 2021 году. Режиссёр фильма Николай Лупанов – о том, почему фильм не был снят в 2018 году, зачем стране фестивали короткометражного кино и будет ли продолжение истории «Администратора прощаний».

— Николай, расскажите, пожалуйста, идею и историю создания фильма.

— Идея, если вкратце, заключается в том, что в будущем появляется такая профессия как «администраторы прощаний», которые эвакуируют оставшееся после ядерной войны население прямиком в прошлое.

Что касается истории создания, то она довольно продолжительная. Первый драфт сценария (на тот момент короткометражного фильма) был готов в сентябре 2018 года. Картина задумывалась как идеологическое и визуальное развитие тем, заложенных в дебютной игровой короткометражной картине «Механика». В октябре стало понятно, что сценарий ляжет на полку, несмотря на предварительный локейшн-скаутинг и состав уже найденных к тому времени актёров. Однако сценарий не понравился моему мастеру Сергею Соловьёву, и мне пришлось это как-то принять. Ещё через какое-то время стало понятно, что работу нельзя будет реализовать и как дипломный проект. Вплоть до июля 2021 года сценарий фильма так и лежал на полке, пока внезапная встреча с моим давним знакомым –сценаристом и режиссёром Алексеем Кирилиным –не вынудила его оттуда достать. За четыре дня мы освежили замысел, отполировали материал, а на пятый день Лёша предложил отправить заявку на Всероссийский питчинг дебютантов, который проходил в рамках кинофестиваля «Короче» в Калининграде.

Еще через 10 дней мы очутились на киносмотре, а ещё через три – взяли гран-при в размере 500 тыс. рублей, после чего я начал собирать съёмочную группу. Фактически мы стартовали в марте и закончили съёмки в августе 2022 года.

— В Вашем фильме снялся Юрий Борисов. Что, на Ваш взгляд, его привлекло в этой истории?

— Я надеюсь и верю, что ему искренне понравилась идея. Сценарий, который в самом начале читали Юра и Алексей, – сильно больше того, что мы смогли отснять на выигранные деньги. По сути, из двух сцен исходного сценария мы создали отдельный фильм.

— Расскажите о кастинге – возможно, Вы рассматривали на эту роль кого-то ещё?

— По правде сказать, вариантов на главную роль было не так много. Всех этих людей мы знаем, но Борисов был, в любом случае, первым и главным претендентом на роль Петра.

— Каковы планы по продвижению картины?

— «Администратор Прощаний. Введение» ко-эксклюзивно вышел на START и Okko. В настоящее время наша продюсерская команда во главе с Романом Свиридовым ведёт переговоры с ведущими киностудиями и стриминговыми площадками о запуске в производство большой истории об «Администраторе Прощаний» Петре в исполнении Юры Борисова.

— Вы победили на Всероссийском питчинге дебютантов, который состоялся в рамках «Короче». Результат этой победы был представлен на ShortFilm Days. Фестиваль поддержал Президентский фонд культурных инициатив. Какое значение, на Ваш взгляд, имеют в принципе киносмотры для молодых кинематографистов?


— Такие мероприятия являются трамплином для начинающих, но мне кажется, что их пока не достаточно. Я думаю, что их так же мало, как людей из индустрии, готовых искренне участвовать в деятельности дебютантов, консультировать, помогать и внимательно рассматривать заявки от тысяч авторов из разных уголков нашей страны. Одним из таких представителей индустрии является Дмитрий Якунин, за что ему огромная признательность. Хотелось бы, чтобы было побольше подобных инициатив и мероприятий в стране, ведь это именно те немногие инструменты, которыми располагают начинающие авторы, – без каких-то «зацепок» в отрасли.

— Вы имеете в виду, чтобы больше средств выделялось на проведение конкурсов и фестивалей для дебютантов?


— Да, и в целом – на развитие инфраструктуры для вхождения именно начинающих авторов в кино. Я думаю, что целесообразно сформировать некий цех специалистов, которые бы отсматривали профильные соцсети – мониторили «рынок» дебютантов. Короткий метр нужен всегда. На самом деле эта форма, возможно, важнее, чем сериал или полнометражный фильм, просто этот тип контента сложнее всего монетизировать. Поэтому короткометражные фильмы по-прежнему остаются чем-то из области упражнения или «счастливого билетика в кино». Но короткий метр, в отличие от полного метра, – вечный и честный экзамен – видно, кто тут реально «тянет», а кто нет.

Беседовала Аля Колдунова