Татьяна Жукова: Люди любят короткометражное кино
Режиссёр фильма «А» – участник конкурсной программы Международного кинофестиваля «Дни короткометражного кино» (Short Film Days) – о трудностях начинающего кинематографиста, полезности короткометражного кино и впечатлениях после премии «Золотой орёл».

— Татьяна, расскажите, пожалуйста, о своём пути в кино.

— Я из небольшого города – Когалым Тюменской области. Где-то в старших классах я решила, что хочу стать режиссёром. Родители были в шоке – они геологи и надеялись на продолжение династии в этом направлении. Тем более в нашей семье не было творческих людей. В 1998 году я переехала в Москву, на тот момент только в столице можно было получить кинообразование. Моим первым Мастером был Владимир Наумов. Получив диплом, я решила поработать на производстве – кастинг-директором, ассистентом по актёрам, вторым режиссёром.

Спустя некоторое время я продолжила обучение на Высших Курсах Сценаристов и Режиссёров(ВКСР). Моими Мастерами были Алла Сурикова, Владимир Фокин и Владимир Алеников. В 2017 году защитилась дипломной работой «Исповедь мизантропа», который обрёл неплохую фестивальную историю, получил 12 призов на различных фестивалях. Таким образом, я небольшими шагами вошла в киноиндустрию.

— Расскажите о фильме «А».

— Однажды мне на глаза попалась заявка, которую написала сценаристка, знакомая мне по ВКСР, и я сразу влюбилась в сценарий и идею. Потом начались поиски финансирования, локаций. Мы объехали Тверскую, Калужскую, Московскую области. В итоге случайно нашли подходящее место в Тульской области. Около 5 лет я пыталась найти финансирование и каждый раз, читая сценарий, он «держал меня», никак не покидало желание снять этот фильм.

«А» был снят позапрошлой осенью, премьера – через год на ММКФ, у фильма были награды на других фестивалях, и вот «Золотой орёл».

— Поделитесь, пожалуйста, ощущениями после вручения «Золотого орла».

— Я пока осмысливаю это событие – это невероятно. Кажется, что это случилось не со мной. В данный момент продолжаю отвечать на поздравления друзей. Родители сказали «Дождались». Для них это некий первый результат моих многолетних настырных усилий. Я чувствую, что начинается новый этап в моей творческой деятельности.

— Как Вам удалось получить Яну Сексте?

— До работы над проектом мы не были с ней знакомы, но я рассматривала на роль главной героини только её, и очень рада тому, что она согласилась. И, конечно, глубоко признательна ей за участие в проекте.

— За сколько смен вы сняли фильм?

— За три. Я планировала четыре, но Яна не смогла уделить нам больше времени ввиду плотного графика в театре, и пришлось четвёртую смену умещать в три. Она сразу предупредила, что три дня подряд не сможет быть на площадке, пришлось «разбивать» их и делать три выезда в Тульскую область.

— Как Вам удалось совместить режиссёрскую и продюсерскую функции на проекте?

— Это была вынужденная мера – не только для меня, для начинающих кинематографистов в целом. Потому что, как правило, никто кроме тебя зачастую не верит в твой фильм, и никто не хочет за него браться. Фильм был снят на собственные средства, деньги ушли в основном на еду и технику, а команда фактически работала бесплатно, в том числе Яна.

— В чём специфика работы с медийными актёрами на коротком метре?

— Пожалуй, главная специфика – его бесплатное участие. Он понимает, что у него не будет ни гонорара, ни вагончика, ни каких-то других «типичных» условий. У нас так было и с Яной Сексте. Несмотря на занятость, она вечером после спектакля садилась в машину и ехала в Тульскую область, спала в дороге, а с 5 утра мы всеприступали к работе. Режиссёры-дебютанты и медийные актёры, как правило, всегда знают, что ожидать от совместной работы.

— Наверняка Вам ещё помог опыт работы кастинг директором?

— Конечно. Я сама провожу кастинги, без обращения к кастинг-директорам. Также пригодился мой опыт работы ассистентом по актёрам. Все эти навыки в моей ситуации помогает делать свою работу, не надеясь на других.

— По каким принципам Вы выбираете «свой» сценарий?

— На уровне ощущений. В голове крутятся какие-то образы, картинки, что-то выходит изнутри, ощущается потребность выразить это. И мысль о том, что если ты не снимешь фильм на эту тему, то тебя разорвёт, не покидает ни на минуту.

— Всегда ли эта история связана с личной историей?

— У меня да. У меня в планах съёмки полного метра. Моя мечта – авторский дебютный полнометражный фильм. У меня есть намётки по сценарию. И когда я искала сценарий для полного метра, то была очень избирательна. Даже если сценарий хорош, он должен цеплять, должен «сидеть» на мне как подходящее платье.

— В каком жанре Вам интереснее всего работать?

— В жанре трагикомедии или ироничной драмы.

— Расскажите о своём отношении к документальному кино.

— Я очень люблю документальное кино, особенно авторское. Стараюсь следить за тем, что происходит в этой области. И сама бы с удовольствием сняла документальный фильм.

— Какой последний док Вы смотрели?

— Фильм «Малыши» – про этапы взросления детей первых месяцев жизни. «Страна мёда», «В поисках сахарного человека» – тоже сильные работы. Однако игровое кино и документальное существуют по своим законам, мне привычнее работать в игровом кино, у меня всё же мозг игровика. Однако были попытки и работы с доком – мой фильм-наблюдение в Монголии зачли за курсовую работу в ВКСР.

— Насколько интенсивно развивается фестивальное движение в России? В чём специфика и значение для молодых кинематографистов?

— Значение колоссальное. Это я говорю как человек, который продвигается за счёт фестивалей. Фестивали – это, пожалуй, единственная площадка, где молодой автор может показать свою работу, обзавестись полезными контактами. Классно, что наши фестивали развиваются, я за то, чтобы их было больше. И фестиваль «Дни короткометражного кино» – очень удачен в этом смысле.

— Зачем зрителю смотреть короткий метр, на Ваш взгляд? Насколько актуален данный тип контента в наши дни?


— Мне кажется, люди любят короткометражное кино. Я много езжу по фестивалям и вижу, что множество обычных зрителей приходят накороткий метр. Люди живут в быстром ритме жизни, им удобно смотреть короткий метр. Удобны киноальманахи – когда семь-десять историй можно посмотреть за час времени. Сложнее договариваться с онлайн-платформами сейчас, во всяком случае, мне. Как пойдёт дальше, будет видно.

Но в целом мне кажется, что короткий метр хорошо себя чувствует. Это разнообразие жанров, историй, авторских высказываний и художественных приёмов.

Беседовала Аля Колдунова